Упражнения развития памяти ребенку 6 7 лет. Методики развития памяти у детей разного возраста. Игры для развития памяти

В возрасте 5-6 лет ребенок лучше всего запоминает яркие образы вызывающие сильные эмоции, но происходит это преимущественно непроизвольно. Но не за горами уже и школа, где важно умение управлять своей памятью, т. е. ставить цель и запоминать. Когда-то мы уже писали о в общем, сейчас же остановимся подробнее на развитии зрительной памяти у детей и рассмотрим как ее тренировать. Приводим несколько упражнений, которые позволят подготовиться к школе на отлично.

10 картинок

Разложите перед малышом от 10 до 15 картинок с изображениями предметов, которые ему хорошо знакомы. Пусть все внимательно рассмотрит, после чего уберите их и через полминуты попросите назвать запомнившиеся. Таким образом вы проверите кратковременную память. Если ребенок в возрасте 6-7 лет назовет 6-7 предметов – это хороший результат.

Теперь покажите крохе изображения, которые он не смог вспомнить. По прошествии 10 минут, а затем через 1 час предложите еще раз перечислить все, что он видел. Таким образом вы проверите долговременную память. Хорошим результатом считается 7-8 предметов из 10.

Что поменялось?

Вам понадобиться несколько (5-8) игрушек или любых фигурок. Разложите их на столе и дайте ребенку рассмотреть. После чего он должен отвернуться, а вы уберете, добавите, замените одну из них или поменяете местами. Естественно его задача определить, что изменилось.

Рисуем по памяти

Еще одно эффективное упражнение для развития зрительной памяти у детей, не требующее никакой подготовки. Достаточно карандаша и нескольких листов бумаги. Смысл его сводится к тому, что вы показываете ребенку лист, на котором изображены простые фигурки или узоры, он смотрит, а потом пытается нарисовать по памяти.

Внимательность на прогулке

Вы же все равно ежедневно гуляете на улице, так почему бы не использовать это время для развития зрительной памяти. Все, что для этого нужно – обращать внимание малютки на рекламные щиты, яркие вывески магазинов, дорожные знаки. А по приходу домой попросите его нарисовать то, что он запомнил.

Нам не нужен фотоаппарат

Чтобы заинтересовать кроху расскажите ему о каких-нибудь секретных агентах, которые запоминают все с первого взгляда. А потом дайте задание – пусть запомнит разложенные на столе предметы, а потом отвернется и все их перечислит.

Ящички

Простенькое задание на развитие зрительной памяти у ребенка, что не делает его менее эффективным. Для игры подойдет шкатулочка с 3-4 отсеками, но можно и несколько спичечных коробков склеить. Положите в один из них мелкую игрушку, чтобы ребенок видел куда именно, потом ненадолго уберите из поля зрения, после чего малыш должен указать, в каком из них спрятана игрушка.

Интересные картинки

Для игры понадобиться десять картинок и немного свободного времени. Разложите их на столе и в течение 30 секунд запоминайте вместе с ребенком. Затем убираете их и поочередно называете по одной. Проиграет тот, кто не сможет вспомнить еще не названную картинку.

Как развивать память у ребёнка? Как развивать внимание у ребёнка? На все эти вопросы вы найдет ответы в данной статье.

Развитие памяти у ребёнка

Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта. Выделяют три типа памяти:

1) наглядно-образную память — помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов;

2) словесно-логическую — преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины;

3) эмоциональную — лучше всего сохраняются пережитые чувства.

Кроме этого существует разделение памяти на два вида: кратковременную (материал запоминается быстро, но ненадолго) и долговременную.

Следует помнить, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято. Это означает, что механический способ запоминания хуже, чем осмысленное запоминание.

Люди различаются и тем, какой материал они лучше всего запоминают: бывает память зрительная, слуховая и двигательная (память на движения).

Для каждого возраста характерны свои особенности памяти. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память (когда человек прилагает усилия (волю) для запоминания или припоминания). Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти возникает и развивается словесно-логическая память.

Развивать память помогают заучивание стихов или сказок и рассказы об увиденном во время прогулок.

Как развивать внимание у ребенка

Рассмотрим определение внимания и рассмотри основные виды внимания.

Внимание — это форма организации познавательной деятельности. Выделяют три основных вида внимания:

1) непроизвольное — возникает как бы само собой, без усилия воли;

2) произвольное — требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо;

3) послепроизвольное — возникает в процессе обучения или работы как интерес, увлеченность, вдохновение, снимающие волевое напряжение.

Одно из важных качеств внимания — устойчивость. Это способность сохранять долгое время сосредоточенность на одном виде деятельности.

Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. В основном внимание является непроизвольным и остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам.

Психологи говорят, что для формирования произвольного внимания ребенка нужно просить его рассуждать вслух.

Игры для развития памяти и внимания детей

Мы ходили в зоопарк

◈ Эту игру можно проводить с группой детей.

◈ Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».

◈ Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона».

◈ Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка.

◈ Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.

Вспомни, как было

Необходимый инвентарь : различные учебные принадлежности, кукла, мягкая игрушка.

◈ Расскажите ребенку историю: «Кукла Лена села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности».

◈ Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая, малыш комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради» и т. д.

Запомни и нарисуй

Необходимый инвентарь : картинки, бумага, карандаши.

Вариант 1

◈ Покажите ребенку картинку с несложным изображением. Уберите рисунок и попросите малыша воспроизвести то, что он видел на бумаге.

Вариант 2

◈ Покажите ребенку картинку с недостающими деталями. Убрав картинку, попросите нарисовать то, чего не хватало на картинке, например, на картинке изображена машина без колеса. Ребенок должен вспомнить и нарисовать колесо на отдельном листе бумаги.

Я тоже

◈ Расскажите ребенку какую-нибудь историю. В определенных местах рассказа делайте паузу и хлопайте в ладоши. По этому сигналу малыш должен вставить: «Я тоже», но только в том случае, если действие, о котором идет речь, может выполнить человек. В другом случае ребенок должен промолчать.

◈ Пример рассказа:

— Однажды девочка Лена пошла на речку.

— Я тоже.

— По дороге она встретила собаку и позвала ее с собой.

— Я тоже.

— Собаке было весело. Она бежала и виляла хвостом. (Молчит.)

— Подошли они к реке.

— Я тоже.

— Вдруг темная туча заслонила солнце. (Молчит.)

— Загремел гром. (Молчит.)

— Застучали капли дождя. (Молчит.)

— Девочка спряталась под тентом.

— Я тоже.

— А собака залезла в кусты.

— Я тоже.

— Вскоре дождь кончился. (Молчит.)

— Девочка искупалась в реке.

— Я тоже.

— Подозвала собаку.

— Я тоже.

— И они побежали домой.

— Я тоже.

Съедобное-несъедобное

Игра способствует развитию внимания, знакомит с признаками предметов

Необходимый инвентарь : мяч.

◈ Правила игры: вы кидаете ребенку мяч, называя какой-нибудь предмет. Ребенок должен поймать мяч, если названо съедобное, и отбить мяч обратно, если вы назвали несъедобное.

◈ Можно играть детским коллективом и кидать мяч по кругу.

Кто наблюдательнее?

Игра способствует развитию внимания и восприятия

◈ Правила игры: по очереди называйте предметы с каким-нибудь признаком, например все круглое (сладкое, желтое). Предметы повторять нельзя.

◈ Играть можно большим коллективом. В этом случае тот, кто не вспомнил слово, выбывает из игры.

Кто летает?

Игра способствует развитию внимания, мышления

◈ Правила игры: вы перечисляете различные предметы — одушевленные и неодушевленные. При упоминании летающего объекта вы машете руками, как крыльями.

◈ Ребенок повторяет ваши действия, но при этом он должен быть предельно внимательным, потому что правила игры предписывают вам часто ошибаться и имитировать взмахи крыльями, чтобы сбить его с толку.

Лабиринты и ходилки

Игры способствуют развитию устойчивости внимания

◈ Можно нарисовать самим или купить в магазине готовые. Ходилку, в которой каждый игрок должен добраться до цели, можно нарисовать на обычном альбомном листе.

◈ Для этой игры вам понадобятся фишки (подойдут разные пуговицы) и кубик. Придумайте и обозначьте на дороге к цели различные препятствия, бонусы и задания. Оговорите правила, поставьте фишки на начало игры и ходите, кидая кубик по очереди.

Прогулка в картинках

Игра способствует развитию внимания, восприятия, воображения, памяти.

Необходимый инвентарь: альбом или бумага, цветные карандаши или фломастеры.

◈ Попросите ребенка нарисовать то, что он видел на прогулке. Не помогайте ему рисовать, можно задавать наводящие вопросы, думать вместе... Он обязательно нарисует то, что произвело на него впечатление.

Нарисуй узор

Развивает зрительную память, внимание, мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь: картинки с узорами, чистая бумага, ручка или карандаши.

◈ Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.

Найди пару

Необходимый инвентарь: игрушки (парой), картинки из специальных наборов.

◈ Попросите ребенка посмотреть и найти подходящую пару. Обязательно спросите, почему он так или иначе составил пары.

Найди отличия

Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать

Необходимый инвентарь : игрушки (парой), картинки из специальных наборов.

◈ Попросите ребенка посмотреть и найти отличия.

«Хлоп» или «топ»

Игра способствует развитию внимания

◈ Правила игры: вы называете различные предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если вы назовете животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом».

◈ Более сложный вариант: просите ребенка проделывать какое-либо действие (на ваше усмотрение), если вы назвали предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.).

Будь внимателен!

Игра способствует развитию внимания, навыков самоконтроля

◈ Договоритесь с ребенком, что он повторяет слова, которые вы произносите. Но весь секрет в том, что слова определенной категории повторять нельзя (см. предыдущую игру). Например, нельзя повторять слова, обозначающие посуду.

Найди игрушку

Развивает внимание, умение находить по описанию, умение ориентироваться в пространстве

Необходимый инвентарь: любая игрушка.

◈ Задача ребенка — по описанию найти игрушку, находящуюся в комнате. Одновременно с описанием игрушки можно указать ее месторасположение (например: справа от ребенка).

Посмотри и запомни

◈ На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.

◈ Для начала ребенок может просто проговорить, что изменилось. Затем предложите ребенку все предметы вернуть на свои места.

◈ Начинайте с небольшого количества предметов (например, с трех), постепенно увеличивая его.

◈ Меняйтесь ролями с ребенком — нет ничего лучше, чем пример любимой мамы. Родителям, кстати, эта игра тоже очень полезна.

Послушай и запомни

◈ Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча — дождь, ночь — луна, постель — сон. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша — вспомнить второе слово.

◈ Усложняя задание, увеличивайте количество пар.

◈ Обязательно меняйтесь ролями.

Память – важнейшая составляющая интеллекта. При ее слабом развитии человек будет испытывать трудности не только в работе и обучении, но и в повседневной жизни. Уделять особое внимание памяти нужно в детском возрасте. Уже тогда родители должны обеспечить своему ребенку все условия для ее полноценного развития. Однако взрослым нужно иметь понимание того, что именно они делают. Поэтому знать способы развития памяти у детей недостаточно. Перед этим нужно обязательно разобраться, что вообще представляет собой память.

Определение, процессы

Под памятью подразумевают способность запоминать любую информацию, а также общий набор личных воспоминаний обо всех событиях, которые произошли в жизни. Она основывается на трех процессах:

  1. Запоминание. Первая составляющая представляет собой процесс образования информации в виде нервных импульсов внутри клеток головного мозга. Вместе с этим появляются пути поступления и извлечения информации, использующие образованные этим процессом нервно-рефлекторные связи. Новая информация присоединяется к уже имеющейся, в результате чего у человека появляются ассоциации между различными явлениями и знаниями.
  2. Сохранение. Второй элемент связан с образованием энграммы внутри мозга. Она является четким памятным следом, который сохраняется у человека на всю жизнь. Извлечение информации из энграммы может вызывать трудности, но при развитии памяти задача значительно упрощается.
  3. Воспроизведение. Третий процесс представляет собой использование информации, которая ранее была сохранена в памяти. Он позволяет максимально быстро вспоминать важные данные и условности, что может облегчать не только запоминание новой информации, но и ее воспроизведение.

Закрепление информации в памяти всегда проходит все три этапа, после чего новые данные либо быстро исчезают, либо сохраняются на долгое время. Это зависит от того, какой вид памяти был использован в запоминании.

Классификация

Память разделяется на множество видов, зависящих от ряда условностей. Каждый из них требует отдельного развития и особого подхода, т.к. универсальных методов, подходящих для всех видов, не существует. Память классифицируют по условиям запоминания, длительности сохранения информации и способу восприятия.

Под условиями запоминания понимают то, специально ли человек запомнил информацию. Существует 2 вида:

  1. Произвольная. Мозгом запоминается информация, которую человек захотел сохранить в голове.
  2. Непроизвольная. Механическое запоминание всего, что было воспринято мозгом.

По длительности сохранения информации выделяют 2 вида:

  1. Кратковременная. Мозг легко сохраняет информацию, но вскоре полностью забывает ее.
  2. Долговременная. Для запоминания может понадобиться больше усилий, но информация будет храниться в голове длительное время.

Способы восприятия информации заставляют выделять еще 4 вида памяти:

  1. Образная. Запоминание всего, что человек видел.
  2. Словесно-логическая. Сохранение услышанных или прочитанных предложений.
  3. Двигательная. Способность быстро запоминать физические движения.
  4. Эмоциональная. Воспоминания обо всех событиях, вызвавших сильные эмоции, чувства.

Специальные методы, направленные на развитие памяти у детей, позволяют улучшать любой из перечисленных видов запоминания информации. Некоторые способы могут воздействовать сразу на несколько видов памяти, а также на качество концентрации и логики.

Образная память является основной для большинства детей. Ее разделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, вкусовую.

Возрастные особенности

Память, как и ее развитие, зависит от множества факторов. Одним из важнейших является возраст. Формирование мозга и всего организма у ребенка происходит довольно быстро, из-за чего от возраста может зависеть то, как именно человеку проще запоминать информацию. Возрастные особенности можно разделить на 4 периода: до 2 лет, от 2 до 6 лет, от 6 до 12 лет, после 12 лет. При желании развить память ребенка все эти условности нужно обязательно учитывать.

До 2 лет

Большинство людей не могут вспомнить события из этого периода. Ученые считают, что новорожденный не может запомнить никакую информацию, но все происходящие события оказывают серьезное влияние на его будущее. Примерно с достижением полугодовалого возраста у малыша появляются первые признаки запоминания: он может помнить определенные звуки, издаваемые погремушкой, и повторять их в течение нескольких дней.

От 2 до 6 лет

Младший возраст, когда ребенок учится разговаривать и понимать речь других людей, характеризуется быстрым укреплением памяти. Ближе к школьному возрасту дети начинают легко воспроизводить все, что помнят. Наиболее эффективно они запоминают информацию, которая отложилась в памяти с определенным сюжетом, а не просто в виде фактов. Дошкольник постепенно начинает запоминать цвета, цифры, буквы. Вся информация хранится в кратковременной памяти, но при регулярном воспроизведении откладывается в долговременной. Чем больше интереса вызывало событие, тем больше вероятность его запоминания на длительный срок.

От 6 до 12 лет

Перед школой дети учатся читать и понимать простые математические действия. Параллельно с этим создаются условия для естественного развития долговременной памяти, из-за чего она становится более качественной, а процесс запоминания вызывает меньше трудностей. Школьники же начинают осознавать, что для сохранения важной информации в памяти им требуется прилагать серьезные усилия. При этом, как и дошкольники или взрослые, они легче всего запоминают то, что касается их интересов.

От 12 лет

После достижения 12-летнего возраста мозг ребенка начинает работать так же, как у взрослого. Подросток развивает свою память, когда увеличивает свои знания или получает новый опыт. Поэтому детям старших возрастов нужно заниматься не только учебой в школе, но и различными полезными хобби, а также посещать специальные кружки. В этом возрасте очень важна помощь и поддержка родителей.

Если у ребенка есть нарушения памяти, то требуется приложить все усилия, чтобы решить эту проблему. Для этого нужно постараться добиться максимальных успехов в его развитии. При своевременном начале занятий есть большой шанс избавиться от всех проблем с запоминанием.

Методики

Добиться максимальной эффективности в развитии памяти у своего ребенка получится, если придерживаться проверенных методик. Они позволяют быстро получить результат, избегая различных ошибок, которые могли бы допустить родители. Две методики, имеющие особую популярность, получили хорошие отзывы во всем мире.

Методика Глена Домана

Разработанные Г. Доманом методы развития памяти были предназначены для малышей, имеющих различные отклонения, касающиеся способности запоминать информацию. Позже они были адаптированы для всех детей. Особенности метода в следующих правилах:

  • Начинать заниматься в раннем возрасте;
  • Радоваться успехам своего малыша, хвалить и поощрять его;
  • Проявлять уважение и показывать свое доверие;
  • Проводить занятия только в комфортной обстановке при наличии желания;
  • Заканчивать все тренировки еще до того, как появится усталость;
  • Делать материал для обучения разнообразным и последовательным;
  • Заниматься регулярно, но не устраивать проверок знаний;
  • Никогда не заниматься «через силу».

Такие простые условности позволяют добиться максимального результата в кратчайшие сроки.

Методика Монтессори

Основой методики является игровая форма обучения с самостоятельной работой ребенка. При развитии памяти и внимания у детей по такой методике родители должны отказаться от роли учителя и просто наблюдать. Особенность метода в том, что ребенок самостоятельно выбирает, что именно он будет делать. Это позволяет добиться развития мышления, памяти, воображения, моторики, логики и речи.

Главные принципы:

  • Ребенок сам выбирает способ развития и длительность занятия;
  • Все упражнения должны быть представлены в игровой форме.

Очень важно, чтобы родители обеспечили комфортные условия для выполнения всех игровых задач.

Развитие с помощью упражнений

Заниматься развитием памяти ребенка лучше всего с помощью упражнений. Они позволяют добиться хорошего результата, который будет заметен как самому малышу, так и всем окружающим. Упражнения положительно влияют на память, логику, внимание и общий уровень интеллекта.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  1. Зарисовка слов. Родителю нужно произносить слова вслух, а задача ребенка быстро зарисовать их на листочке. Сначала нужно называть простые вещи (стул, машина, дом), но позднее следует повышать сложность (старость, полет и т.п.), чтобы нарисовать ясную картинку было тяжелее. Дополнительно можно добавлять к словам прилагательные.
  2. Рисунок по памяти. Взрослый показывает картинку в течение 30 секунд, после чего ребенок должен нарисовать ее по памяти. Постепенно изображение следует усложнять.
  3. Запоминание слов. Показать ребенку листок с набором слов, выделить ему на запоминание 30 секунд, после чего дать чистый лист, где он по памяти должен написать те же самые слова. Задачу можно усложнить, попросив сохранить порядок слов.
  4. Подсчеты. Родитель дает ребенку картинку, где тот должен посчитать количество определенных предметов. Постепенно следует повышать сложность изображений, чтобы искать нужные элементы было сложнее.
  5. Описание. Нужно назвать предмет, а ребенок должен максимально подробно его описать. Следует выбирать только те вещи, которые ему хорошо известны. Для усложнения задачи рекомендуется задавать дополнительные вопросы.
  6. Сравнение списков со словами. Родитель должен дать ребенку список из 10 слов на одну минуту. После этого следует дать вместо первого списка второй, где будет столько же слов, но 7 из них должны быть новыми. Задача в том, чтобы найти те слова, которые уже присутствовали в первом списке.
  7. Пересказ. Родитель читает короткий рассказ, после чего ребенок должен максимально правильно его пересказать. Разрешается заменить чтение взрослым на аудиокнигу или самостоятельное прочтение ребенком. В первых двух случаях будет задействоваться слух и соответствующий тип памяти.

Эти упражнения для развития памяти у детей помогут добиться результатов уже после нескольких тренировок. Однако важно учитывать, что излишняя нагрузка на мозг приведет к отрицательному результату. Поэтому следует давать ребенку время, чтобы отдохнуть и развлечься.

Дополнительно можно воспользоваться специальными заданиями, математическими примерами и упражнениями, связанными с учебой. Такая внеурочная деятельность поможет не только в развитии памяти, но и окажет положительное влияние на школьные успехи.

Развитие в игровой форме

Для детей младшего возраста развитие памяти в игровой форме показывает наиболее высокие результаты, т.к. выполнять специальные упражнения им тяжело и скучно. Развивающие игры подойдут и для подростков, но стоит выбирать те, которые смогут вызвать у них интерес.

Самые эффективные игры:

  1. Лабиринт. Классический вид головоломок, в котором нужно найти путь до конечной точки среди множества тупиков и запутанных ходов. Потребуется проявление особой внимательности и усидчивости.
  2. Мультфильмы. Существует большое количество специализированных мультфильмов, где требуется проявить свои интеллектуальные способности. Они включают множество интересных задач и головоломок, чем привлекают особое внимание. Также можно просто давать ребенку смотреть обычный мультфильм, а после просмотра включать его вновь, но без звука. При этом малыш должен описывать происходящее и все диалоги.
  3. Оживление. Нужно назвать любое животное, а задачей малыша будет его оживление. Родитель должен расспросить, чем в воображении ребенка занимается придуманное животное.
  4. Поиск пропажи. Взрослый раскладывает вещи или игрушки, дает ребенку время на их изучение, после чего просит закрыть его глаза и убирает один из предметов. Задачей малыша будет определение того, что пропало. Для детей старшего возраста следует усложнять задачу, перемешивая вещи.
  5. Сказка. Родитель рассказывает короткую придуманную сказку, где герой пользовался определенными вещами. От ребенка потребуется перечислить все предметы, используемые героем.
  6. Повтор движений. Взрослый показывает определенные движения, а ребенок должен их потом повторить с соблюдением правильной последовательности. Задачу можно усложнить, договорившись о запрещенных движениях, повторять которые нельзя.
  7. Определение предмета в мешке. Ребенку дают мешок с множеством мелких предметов. Он должен самостоятельно наощупь определить, что именно держит в руке. Также можно поставить задачей поиск определенной вещи, но подглядывать все равно будет запрещено.
  8. Пальчиковая гимнастика. Она позволяет легко развивать память с помощью веселой игры. Взрослый рассказывает короткий стишок, а ребенок должен загибать пальцы, стараясь соотносить их с названным числительным в стишке, либо изображать руками то, что описывает родитель.

Подобные занятия для развития памяти у детей показывают высокую эффективность в любых возрастах. Если игры кажутся слишком простыми или сложными, то их можно частично изменять на свое усмотрение, но так, чтобы основа оставалась прежней.

Говоря об особенностях психического развития детей 6-7 лет, на первый план выходят такие критерии, как формирование мышления, внимания, памяти, восприятия и воображения. Именно эти параметры оказывают самое непосредственное влияние на скорость адаптации младшего школьника к новым для него условиям и, как следствие, на успеваемость. В этой статье подробно описан уровень нервно-психического развития ребенка 6-7 лет по каждому из вышеперечисленных пунктов.

Нервно-психическое развитие младших школьников

Как утверждают психологи, разные возрастные категории детей отличаются друг от друга, прежде всего по ряду показателей высшей нервной деятельности. Академик И. П. Павлов выделил два основных процесса, обусловливающих работу коры головного мозга. Это возбуждение и торможение.

Как известно, непосредственность и энергичность детей младшего возраста определяются преобладанием возбуждения. Причем чем младше ребенок, тем ярче выражено это преобладание. Именно особенностями нервно-психического развития детей 6-7 лет объясняются непосредственность в выражении эмоций, резкий переход от негодования к радости.

В этом возрасте продолжающееся созревание коры головного мозга обусловливает возрастание тормозящего влияния на подкорку. Малыш становится более выносливым, уравновешенным, а следовательно, подготовленным к началу школьного обучения. В силу своего нервно- психическое развития ребенок 6-7 лет неусидчив и невнимателен. Особенность детской психики такова, что она не дает шестилетнему ребенку подолгу сосредоточиваться на одном и том же, ему бывает сложно долгое время сидеть на одном месте и заниматься одним делом. Если информация подается сложно, долго и замысловато, происходит непроизвольное отключение внимания.

Учитывая особенности психического развития детей 6-7 лет, опытные педагоги составляют учебный материал для младших школьников блоками продолжительностью не более 15-20 минут. Это объясняется тем, что активное внимание детей сохраняется около 20 минут. Подача материала блоками очень удобна, так как между ними можно дать несколько минут для отдыха и активных занятий (например, для физкультминуток), после которых приступать к новому материалу.

Незавершенность развития коры головного мозга определяет некоторые особенности психики младших школьников.

Особенности развития восприятия у детей 6-7 лет

К 6-7-ми годам детское восприятие отличается достаточно высокой степенью развития. В этом возрасте уже сформированы слух и зрение, позволяющие ребенку более адекватно воспринимать окружающую действительность. Слуховые рецепторы детей младшего школьного возраста настолько остры, что позволяют ребенку не просто слышать звук, но и различать слышимые звуки (фонетический звук), характеризовать их высоту (звуковысотный звук). Развитие восприятия у детей 6-7 лет обуславливает вполне сформировавшееся цветовое зрение, младшие школьники различают цвета и их оттенки, умело используют их в своей работе и творчестве (например, раскрашивая картинку). В младшем школьном возрасте высокой степени развития достигает осязание.

Учебная деятельность делает детское восприятие более организованным. В этом возрасте крайне важны правильно заданные взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) вопросы, которые позволяют направить восприятие ребенка не только на предмет в целом, но и его специфические признаки и свойства. Так, например, попросив ребенка подсчитать количество углов рассматриваемого предмета, можно заставить его взглянуть не на весь предмет, а только на его углы.

Развитие восприятия у детей 6-7 лет имеет важное значение для дальнейшего учебного процесса. Как показывают наблюдения, дети в этом возрасте не всегда имеют четкие представления об окружающих их предметах. Иногда они не могут назвать все части, из которых состоит рассматриваемый предмет. Например, попросите детей взглянуть на животное (собаку). Большинство с легкостью скажут, что у собаки есть четыре лапы, голова, глазки, носик, хвост, однако немногие смогут назвать такие части тела, как шея и туловище.

Следует отметить, что из-за недостаточного психического развития у ребенка 6-7 лет большие затруднения в описании вызывают новые предметы, еще недостаточно знакомые. Это говорит о низкой наблюдательности. Психологи, занимающиеся нервным и психологическим развитием младших школьников, отмечают, что дети быстрее всего замечают те свойства, которые сразу бросаются в глаза, лежат на поверхности анализируемого предмета (фактура - гладкость или шероховатость, цвет, наличие выступов). Также достаточно просто в этом возрасте дети определяют размер: большой он или маленький.

В этом возрасте нервно-психическое развитие таково, что дети 6-7 лет начинают замечать, что есть предметы, похожие друг на друга, а есть совершенно разные. Действительно, с развитием мышления дети начинают не просто воспринимать предметы, замечать их особенности, но и сравнивать их.

Как показывает практика, психическое развитие ребенка 6-7 лет уже позволяет ему сопоставлять предметы, рассматривая не каждый по отдельности, а оба сразу. Существуют особенности сравнения, типичные для данного возраста. В первую очередь дети лучше замечают различия, нежели сходство. Очень часто, заметив незначительные отличия между предметами, они делают вывод, что рассматриваемые предметы совершенно непохожи. Это связано с неразграничением понятий «похожие» и «одинаковые».

Особенности развития внимания у детей 6-7 лет

В развитии внимания у детей 6-7 лет происходят значительные сдвиги. Если шестилетние дети интересуются не столько учебным процессом, сколько тем, что с ним связано, то к семи годам интерес начинает сужаться, и приближается к тому, что изучают на школьных уроках. В связи с этими изменениями ребенок становится более внимательным, однако это касается лишь интересующих его предметов. В данном возрасте внимание все еще остается непроизвольным, т. е. связанным с эмоциональной сферой восприятия.

Концентрированность внимания детей младшего школьного возраста достаточно высока. Дети, увлеченные каким-либо занятием, не реагируют на окружающие раздражители. Используя эту особенность, постепенно переводя интерес ребенка в другую сторону, можно строить учебный процесс так, что он с удовольствием будет заниматься разными предметами. Отметим, что с развитием психики внимание детей в 6-7 лет более устойчиво, целенаправленно при выполнении физических, нежели умственных действий. Этот принцип также можно использовать в планировании учебного процесса.

Слабой чертой развития внимания в 6-7 лет является его распределение. Дети в этом возрасте не умеют одновременно контролировать несколько дел. Например, они не могут рисовать, конструировать, писать, слушая рассказ учителя, и наоборот, детям сложно воспринимать слова учителя, если они заняты каким-то делом. Это вполне нормально в данном возрасте. Постоянно совершенствуясь, дети уже к третьему классу приобретут навыки распределения внимания.

Развитие мышления и воображения у детей 6-7 лет

Мышление - один из самых важных познавательных процессов, который наиболее интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. Развитие мышления у детей в 6-7 лет еще конкретно, т. е. оно опирается на образы и представления ребенка.

Характерной чертой детского мышления является его тесная связь с восприятием и личным опытом. Именно поэтому, воспринимая предмет, они в первую очередь отмечают его практическое применение (кастрюля - это предмет, в котором варят суп, ручка - это принадлежность, которой пишут в тетради, и т. д.). Основой развития мышления у детей 6-7 лет являются знания, которые они день за днем получают на уроках, в процессе выполнения домашнего задания, чтения. По мере того как расширяется круг понятий, увлечений, интересов ребенка, развивается его мышление.

Каждый родитель знает, насколько богато детское воображение. Воображение - умение представлять, продумывать возможное развитие событий - очень важно для обучения. В младшем школьном возрасте, когда совершенствуется психическое развитие, ребенок 6-7 лет начинает получать информацию не только из рассказов родителей, любимых книжек, но и от учителей. В этом случае воображение развивается и существенно обогащается.

Как уже говорилось выше, восприятие детей в рассматриваемом возрасте является непроизвольным, оно основывается в первую очередь на чувствах и эмоциях. Чтобы младшему школьнику усвоить учебный материал, ему необходимо воссоздать в своем воображении яркую картинку, тогда информация затронет эмоции и останется в памяти ребенка надолго. Развитие воображения происходит в тесной связи с другими познавательными процессами (восприятием и мышлением). Если в дошкольном возрасте воображение соотносится с фантазией, то в младшем школьном оно более конструктивно.

Для развития воображения на уроках в школе используется большое количество наглядных пособий, учебники пестрят картинками и схемами. Кроме того, психического развития ребенка 6-7 лет школьнику предлагают всевозможные творческие работы, например, придумать рассказ по заданному сюжету или с использованием заданных персонажей. Также развитию воображения способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием.

Особенности развития памяти у детей 6-7 лет

Развитие памяти у детей 6-7 лет находится на достаточно высоком уровне. Она складывается из трех основных процессов: запоминания, сохранения и воспроизведения. От того, насколько результативно было запоминание, зависят сохранение и воспроизведение.

С развитием памяти дети 6-7 лет уже могут запоминать достаточно большое количество информации. Однако, как и на другие процессы нервной деятельности, на память огромное влияние оказывает отношение (эмоциональное восприятие) к материалу.

В школе ребенку приходится запоминать не только интересный, но и нужный материал, что вполне естественно вызывает некоторые затруднения. Для развития памяти детей 6-7 лет крайне важно научить не просто повторять то, что надо запомнить (это всего лишь заучивание), а вырабатывать отношение к материалу. Окончательные навыки запоминания формируются к 8-9-ти годам.

Сохранение информации - важный показатель памяти. В 6-7 лет дети помнят очень многое, они с удовольствием читают стихотворения, пересказывают любимые сказки, сюжеты мультфильмов. Однако сохранение учебной информации происходит намного сложнее и во многом зависит от запоминания.

Как показывает практика, память детей хранит огромное количество информации, а задача учителя состоит в том, чтобы научить ребенка ею пользоваться.

Запоминание и сохранение информации имеет основную цель - воспроизведение в определенный момент в будущем.

Главной проблемой, мешающей детям младшего школьного возраста воспроизводить информацию, хранящуюся в их памяти, является неумение систематизировать ее.

Из-за особенностей нервно-психического развития у ребенка 6-7 лет отмечается кратковременность памяти. В этом возрасте младший школьник получает извне огромное количество информации, которая откладывается в памяти, вытесняя предыдущую. Поэтому в этот период крайне важно регулярное повторение учебного материала.

Статья прочитана 9 025 раз(a).

Стемпинг